ДВА ПОЛЮСА ОДИНОЧЕСТВА
Мы все готовимся к встрече Нового года. Это время не только сказки, но и реальности: с кем я и чего хочу на самом деле.
Человек может испытывать чувство одиночества в разных жизненных ситуациях. Партнерские, семейные отношения, нахождение в компании друзей или коллег не спасают от одиночества, если отсутствует настоящая связь и диалог, как с другими, так и с самим собой - рассказал психотерапевт, профессор НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле на публичной лекции в Москве.
Одиночество — особенно актуальная тема для детства и пожилого возраста. В детстве, если ребенок оказывается заброшенным и страдает от дефицита внимания, одиночество травматиризует. В пожилом возрасте чувство одиночества, хотя уже и не является источником травматизации, однако, может быть причиной депрессии и психосоматических заболеваний.
Но, как известно, не только дети и пожилые люди страдают от одиночества. Этому переживанию человек потенциально подвластен в любом возрасте. При этом наличие отношений с другими не избавляет автоматически от одиночества, также, как и уединение не обязательно делает человека одиноким. У этого явления глубинные причины. И они скрываются прежде всего внутри самого человека. В ходе лекции психотерапевт, автор книг, основатель современного экзистенциального анализа Альфрид Лэнгле рассказал о причинах чувства одиночества и путях, которые могут помочь его преодолеть.
Расстроенные отношения с собой и другими
Одна из причин одиночества, как рассказал Альфрид Лэнгле, это отношения, которые мы переживаем как плохие или неправильные. То есть, одиночество — это расстройство отношений. Сами по себе отношения — это нечто большее, чем соотнесенность в аспекте чувств.
У отношений, как отметил Лэнгле, всегда есть начало, но нет конца, они сохраняются навсегда. И они имеют своего рода накопительный эффект. «Если я встречаю через двадцать лет на улице свою бывшую возлюбленную, сердце бьется сильнее. Ведь что-то было. Это словно я что-то поел, и это встроилось в мое тело. То, что происходит в отношениях, все это остается, сохраняется в сосуде отношений, и я могу на основании этого жить», — рассказал профессор.
Получается, что если было что-то хорошее, то это источник для счастья в последующей жизни, потому что при обращении к этому хорошему, возникают теплые чувства. И, наоборот, если прошлые отношения воспринимаются как неправильные и причиняют боль, человек утрачивает с ними контакт, отворачивается от них. Отсюда чувство одиночества, если даже отношения были или есть. Также можно отвернуться и от существующих отношений. И это внешний полюс одиночества.
Внутренний полюс касается отношений с самим собой. «Если я сам себя не чувствую, если чувства приглушены, я не чувствую своего тела, дыхания, настроения, усталости, бодрости, мотивации, радости, своих страданий и боли, тогда я одинок сам с собой. Если я этого всего не чувствую, я не нахожусь в отношениях с собой», — рассказал Альфрид Лэнгле.
Такое может случиться, если есть опыт, который причинил боль, когда человека, например, обидели, ранили, разочаровали, обманули, обесценили или высмеяли. «Тогда я испытываю боль, если поворачиваюсь к себе. И это естественный рефлекс человека — отвернуться от того, что причиняет боль», — рассказал профессор. Такие состояния способны запускать психосоматические заболевания.
Необходимо повернуться к себе, к своей боли, чтобы была возможность погрустить, простить и быть способным чувствовать себя. В противном случае, при утрате отношений с собой, возникают проблемы и в проживании отношений с другими. Как чувствовать другого и свое отношение к нему, если нет чувств в отношении себя? Такое состояние человек может переживать также, если в детстве присутствовал дефицит близости, который привел к «затуплению» чувств.
Встреча и диалог
Другая причина одиночества, когда человек не принят и не увиден другими таким, каков он есть в своей индивидуальности. «То, какой я есть, такое больше неповторимо, и это та основа, которая может сделать нас принципиально одинокими», — заметил профессор. Какой здесь выход? Уровень отношений уже не помогает. Человеку необходимо быть увиденным другими. «Если другие посмотрят на меня, тем самым они дают мне понять, что они видят меня. Если другой слушает меня, он направлен на меня. Речь идет не только о движении чувств, а о том, что кто-то пытается меня понять и говорит мне, что он видит. Если другие, таким образом, на меня смотрят, тогда они уважают границы и различия, они обходятся со мной справедливо. Вершина всего этого — признание моей ценности», — рассказал Альфрид Лэнгле. Таким образом, в терминах экзистенциального анализа речь идет об уважительном внимании, справедливом отношении и признании ценности.
Если все эти три элемента присутствуют в детстве, тогда ребенок может выстраивать свое собственное «я». Он приобретает способность видеть и уважать свои границы и границы других. И, как следствие, возникает способность к Встрече Я и Ты и способность встретить самого себя.
Третий источник одиночества, когда не происходит диалога с другим и диалога с собой. В диалоге с другим Я встречается с Ты. Диалог с собой — это то, что позволяет человеку быть в уединении, но не чувствовать себя одиноким. «В такой внутренней беседе я обновляю себя, возвращаюсь к тому источнику, который есть», — отметил Альфрид Лэнгле.
Таким образом, отношения, встреча и диалог — это три необходимых элемента, утрата одного из них ведет к одиночеству.
При этом важно различать одиночество и уединение. Можно быть одному, но не обязательно чувствовать себя одиноким. «Если я связан с собой, тогда я чувствую себя связанным со всем миром. Я нахожусь в одиночку, но в открытой беседе с собой. Одиночество же — это отсутствие отношений на глубине, с самим собой. Когда я не могу себя чувствовать, не могу беседовать с собой, тогда я потерян в этом мире. А быть в одиночку (одному) — это просто быть как луг или небо, цветы или море. Просто быть и чувствовать близость, близость других людей, самого себя и своей жизни», — пояснил Альфрид Лэнгле.
ДЕСЯТЬ СОВРЕМЕННЫХ ФИЛЬМОВ
Трудности перевода (США, 2003, реж. София Кополла)
Джульетта (Испания, 2016, реж. Педро Альмадовар)
Мать и дитя (США, 2009, реж. Родриго Гарсия)
Одиночество в сети (Польша, 2006, реж. Витольд Адамек)
Море внутри (Испания, Франция, Италия, 2004, реж. Алехандро Аменабар)
Часы (США, 2002, реж. Стивен Долдри)
Гран Торино (США, 2008, реж. Клинт Иствуд)
Изгнание (Россия, 2007, реж. Александр Звягинцев)
Она (США, 2013, реж. СпайкДжонз)
Одинокий мужчина (США, 2009, реж. Том Форд)